Истории Святых
2023-06-08 10:35 Рамануджа Ачарья

Святая Джанабаи

История рассказана, во время сатсанга, Парамахамсой Вишванандой — 05 февраля 2018
Святая Джанабай была ученицей еще одного святого Намдева Махараджа из Махараштры. На самом деле она была служанкой Намдева Махараджа. Намдев Махарадж был великим преданным Пандуранги, Кришны. Джанабай была неграмотной, у нее не было никакого образования, она не знала Писаний. Она никогда ничему не училась, поэтому, что бы Намдев Махарадж ей ни говорил, она просто всё бесприкословно выполняла. Такой была её жизнь. Её жизнь была сосредоточена на том, что Намдев Махарадж говорил ей. Благодаря милости Намдева Махараджа она стала хорошо известна. Она начала писать абханги, что в наши дни означает «Твиттер», и она написала несколько стихов о Пандуранге. Эти стихи были настолько прекрасны и трогательны, что они распространились по всей Индии.
В то время жил ещё один святой по имени Кабир. Когда Кабир услышал эти стихи, а Кабир жил в Варанаси, он сказал: «Я должен получить даршан этой великой личности».
В своем уме он представлял: «О, наверняка это очень приличная леди, красиво одетая в оранжевое или белое. Она сидит весь день, занимаясь джапой и весь день поет «Виттхала, Виттхала Пандуранга» на своей тампуре».
Итак, он отправился из Варанаси в Махараштру, Пандарпур. Он приехал и начал расспрашивать о Джанабай. Он прибыл в дом Намдева, и там ему сказали, что она отправилась в Кришнапур, где раньше жила Рукмини, у неё были там кое- какие дела. Кабиру не терпелось её увидеть, поэтому он начал расспрашивать всех, где это место? В конце концов он нашел это место. И его стали спрашивать: «Что тебе нужно от этой женщины?». Люди из дома Намдева Махараджа начали спрашивать его: «Что ты хочешь от Джанабай?». Тогда он ответил: «Послушайте, она пишет такие замечательные стихи». И тогда они сказали ему: «Ты знаешь, она служанка».
Как только он услышал внутри своего ума, что это служанка, он испытал шок. «Как служанка может писать такие прекрасные стихи? Как служанка может выражать свое стремление к Богу, так красиво? И к тому же она из низкой касты!».
Вы знаете, в Индии существует кастовая система.
«Но это неважно», – сказал он, – «Я всё равно хочу получить даршан этой преданной».
И когда он подошел к указанному месту, он увидел, что две женщины дерутся друг с другом. Большая драка. [Вы знаете, как это бывает: когда вам приходится драться, вы хороши. Итак, он увидел как они дерутся. Каждая из них обвиняла другую. В Индии мы делаем хлеб из коровьего навоза, для отопления, для разжигания огня. Очень здорово! Вы должны попробовать! Так вот, они делали этот хлеб, но одна из них воровала у другой. Когда они увидели Кабира, Кабир спросил: «Почему вы дерётесь? Почему вы так ссоритесь?»
Тогда каждая начала обвинять другую что та у неё ворует. Каждая говорила: «Это она обкрадывает меня!» Выслушав историю, он спросил: «Есть ли среди вас Джанабай?». Одна из женщин очень грубо ответила: «Да, я Джанабай! Что ты хочешь от меня?»
Кабир начал размышлять: «Ответить ей или нет? Что я должен сказать?» Он начал бояться и думал: «Действительно ли она тот человек, ради которого я проделал весь этот путь, или нет?».
Он испуганно продолжил: «Послушай, я приехал издалека, чтобы увидеть тебя». Она ответила: «Да? И что ты хочешь от меня?»
«Ничего особенного, я просто хотел получить твой даршан. Я слышал некоторые
из твоих стихов и они прекрасны. Теперь когда я получил даршан, я пойду».
Тогда женщины сказали: «Подожди, подожди, подожди, подожди! Сначала
разреши наш спор. Урегулируй наш конфликт, а потом ты можешь идти!»
Кабир спросил: «Как я могу разрешить ваш конфликт? Конфликт между вами.
Урегулируйте его сами!»
Но он все же спросил первую женщину и та пожаловалась, что Джанабай крадет у неё. Затем он спросил Джанабай. Джанабай сказала: «Нет, это она крадет у меня! Так кому же из нас ты веришь?!» Затем Джанабай сказала Кабиру: «Иди сюда. Я скажу тебе кое-что. Возьми каждый хлеб из коровьего навоза, и поднеси к ушам. Мой повторяет: «Виттхала, Виттхала, Виттхала», так ты узнаешь, что это мой. А её, я не знаю что он повторяет».
Кабир сказал: «Хорошо». Он взял первый и поднес его к ушам. Он услышал: «Виттхала, Виттхала, Виттхала». Вот так он разделил хлеб. Большая часть хлеба предназначалась Джанабай.
Увидев это, он начал размышлять: «Это невероятная милость услышать Божественное Имя, услышать Имя Господа из коровьего навоза. Какая милость, что Господь привел меня в это место, когда у меня было столько сомнений при виде этй женщины. Я сомневался, глядя на эту женщину, мой ум говорил мне «это неправильно». Но только благодаря смирению...
Затем он спросил Джанабай: «Как так получилось, что этот хлеб воспевает Божественное Имя?».
Она ответила: «Когда бы я ни делала хлеб, мой ум был зафиксирован на Пандуранге, а на устах у меня всегда Его Божественное Имя. Я непрерывно повторяю «Виттхала, Виттхала», поэтому все это пронизано Виттхалой».
Таковым было смирение Джанабай. Даже будучи в очень низкой касте, будучи служанкой. На самом деле, мы все слуги. Не забывайте! Вы можете гордиться сколько угодно, вы можете гордиться всем, что у вас есть в жизни, но вы все слуги, мы все здесь слуги. Жизнь, если вы понимаете секрет самой жизни, её секрет – это служение, и служение Высшему. Не служить всем подряд, а служить Высшему. Если вы служите Ему с любовью и преданностью, неважно, что вы делаете, как Джанабаи делала хлеб из коровьего навоза, что бы вы ни делали... Бхагаван не говорит, что вы должны бросить все и сказать: «Нет, я не хочу делать свою работу». Нет, Он говорит: «Выполняйте свою дхарму». Понимаете, вы родились, чтобы выполнять определенную дхарму. Прежде всего наслаждайтесь тем что Бог дал вам здесь. Делайте это с любовью. Но делая это отдавайте всё Ему, зная, что это Он даёт вам эту возможность служить Ему. И каждый раз, когда Он дает вам возможность служить Ему, если вы будете напоминать себе об этом, вы будете становиться все ближе и ближе к Нему. С каждым днем вы будете становиться всё смиреннее и смиреннее, потому что с каждым днем вы будете забывать о себе, и все больше думать о Нём.

Так пробуждается смирение.

Мудрость Мастера

В Главе 10, стих 42 Бхагавад-гиты Бхагаван сказал: «... Лишь одной Своею частичкой Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную».
Только представьте, этот Всевышний Господь открыл к Себе доступ для всех без исключения, но зачастую мы проявляем чёрную неблагодарность. Мы принимаем жизнь как должное и не ценим все Его дары. Мы так глубоко увязли в гордыне и эго, что не позволяем пробудиться в себе Божественному «я». Но те, кто предался Ему самым незамысловатым образом; те, кто сделал Его самой своей жизнью, открыли путь для этой трансформации.
В жизни всех великих святых, особенно святых Махараштры, случались грандиозные Лилы!

Однажды Джанабаи возвращалась после молитв очень уставшей. Богослужение завершилось поздней ночью, а ранним утром она по обыкновению готовила всё для молитв Намдэва Махараджи.

Намдэв Махараджа проснулся вовремя, а Джанабаи проспала. Проснувшись, она собралась было на речку, чтобы выстирать одежду, и вдруг вспомнила, что ничего не подготовила к молитвам. Как только она об этом подумала, к ней подошла одна пожилая леди и сказала: «Дочка, ты выглядишь очень усталой и встревоженной.

Дай мне то, что ты приготовила для стирки – я всё постираю сама». «Нет, нет», – ответила Джанабаи, – «я Вас даже не знаю. Как же я могу позволить Вам стирать мою грязную одежду?» Но леди продолжала настаивать: она просто забрала у неё всю охапку, сходила на реку, выстирала, высушила и вернула Джанабаи.

Та отнесла одежду Намдэву Махарадже, а в её уме роились мысли: «Бедная женщина! Я ведь даже ничем её не отблагодарила. Нужно спросить, может быть, я смогу ей чем-нибудь помочь, как-нибудь послужить». Она отправилась на поиски той пожилой леди, но женщина как сквозь землю провалилась.

Расстроенная Джанабаи вернулась к Намдэву Махарадже и пожаловалась: «Сегодня я забыла сделать приготовления к утренним молитвам. Мне помогла с работой одна пожилая леди, но теперь я нигде не могу её найти. Я не знаю, откуда она взялась, и кто она такая. Она просто исчезла!» Увидев, в каком состоянии находилась Джанабаи, Намдэв Махараджа улыбнулся и сказал: «Джана, ты знаешь, это вовсе не пожилая леди. К тебе приходил Сам Виттхала». От этих слов Джанабаи вместо того, чтобы обрадоваться, ещё сильнее расстроилась: «Ко мне приходил Сам Виттхала, а я Его даже не узнала! Почему же Он явился в такой форме? И зачем перестирал мою одежду? Как много Он делает для своих преданных!» Джанабаи разрыдалась, а Намдэв сказал:

«Джанабаи, послушай, ты так сильно погружена в памятование о Виттхале, что Он просто не мог не прийти! Твой ум пропитан Им, каждый твой вдох и каждое биение сердца – это Виттхала. Каждый миг твоей жизни, даже сейчас, во время нашей беседы, есть только Виттхала. И если Он не явится тебе, то кому же тогда Ему являться? Конечно, Он непременно будет приходить к тебе. Ты благословлена Его Милостью!» Услышав эти слова, все присутствующие склонились перед Джанабаи и сказали: «Благодаря тебе, Джана, мы тоже благословлены!»

Джана никак не могла понять, почему Он пришёл именно в таком аспекте, а не в Своей обычной форме. Но Бхагаван всемилостив: если бы Он являлся в Своём Божественном аспекте, преданные никогда бы не позволили Ему работать для них. Такой преданный – настоящая жемчужина, он появляется раз в миллион лет. Поэтому в Бхагавад-гите Бхагаван сказал: «Из миллионов стремящихся ко Мне лишь несколькие узнают Меня. И из них лишь один узнает Меня по-настоящему».
Осознайте, насколько это важно! И поймите, насколько сильно Он стремится к вам. У вас есть это стремление к Нему, но Его тяга в миллионы раз сильнее! Он ждал так долго, чтобы дать вам эту Милость узнать Его, служить Ему, повторять Его Имя, взывать к Нему. Просто не ленитесь! Многих останавливает лень. Тот, кто поддаётся лени, всё теряет. Он теряет даже способность рассуждать, мыслить. Лентяй откладывает всё на потом.

Сколько раз в своей жизни вы находили поводы не делать садхану и джапу. Но только представьте, как долго он вас ждёт!