Лекторий
С чего начать

Краткая философия йоги

Вступление

Йога означает достижение «юкты», соединения. Можно также сказать, что йога, это процесс соединения.
Так с чем же мы соединяемся в йоге? Что соединяется с чем? Для разных людей, это разные вещи в зависимости от взгляда на мир — онтологии.
Онтология (древне греческое слово), это все лишь модное слово означающее концепцию существования (то есть, взгляд на мир). Тот взгляд на мир, который у вас сложился, это ваша субъективная онтология.
Онтология дает ответы на вопросы: какова природа реальности? Как она организована, реальность только материальна или в ней есть Бог. Обычно природа реальности познаётся философами путём исследования если нет друго источника информации, такого как например, Веды или Садгуру, которые знают природу реальности и сами являются этой природой.
*Садгуру — это титул духовного мастера в йоге. Не путать с именем Сатгуру.
Почему важен взгляд каким вы смотрите на мир? Почему важна ваша онтология, то как вы видите реальность? Потому что ваше ведение реальности дает вам понимание о высшей цели жизни.
Если для вас мир полностью материален, в нем нет Бога или Бог, это что-то абстрактное, энергия, жизнь, судьба, то целью вашей жизни может быть: выйти успешно замуж, построить карьеру, быть успешным во всех сферах жизни, построить дом, танцевать или петь, быть богатым и знаменитым и так далее.
Итак, онтология, взгляд на мир определяет чем для вас является высшая цель жизни. На санскрите это понятие называется parama-purushartha. Парама-пурушата, это цель жизни (парама — высшая, пуруша — человек, ата — цель).
В тот момент, когда вы понимаете цель жизни, вы понимаете средство, которым эту цель можно достичь. Вы понимаете йогу (способ), с помощью которой можете ее достичь.
Разная онтология ведёт к разным высшим целям и разным методам.

Разные взгляды на мир

Например, в философии йоги есть две противоположные версии реальности, две противоположных онтологии, которые в свою очередь дают две противоположные цели жизни и противоположные способы их достижения. Вашишта Адвайта Веданта и Адвайта Веданта, две очень разные концепции реальности.
Одна (вашишта адвайта) говорит, что есть высший Бог и из него появляется душа и материя. И вторая (адвайта), говорящая, что есть только одна божественная энергия, пронизывающая все вокруг (Брахман), а все остальное игра Майи, иллюзия.
Соответсвенно, цель вашишта адвайта веданты достичь высшего Бога. Цель адвайта веданты пройти за иллюзию, за невежество.

В первой, вашишта адвайта веданте, считается, что Душа отдельна от Бога, но это, искра Бога. Метод достижения цели жизни — бхакти, личные отношения с Богом, которые вечны. Это бхакти йога.

Во второй, адвайта веданте, считается, что нужно просто оставить иллюзию разделённости. Поэтому метод достижения этого гьяна (знание), то есть нужно просто осознать себя. Это гьяна йога.

Из-за того, что есть разное видение реальности, есть разные высшие цели жизни человека, следовательно разные методы достижения этой цели. Все очень просто, не правда ли?

Современный контекст йоги

Значение термина йога в современном мире ошибочно. Когда люди говорят о йоге и идут в йога студию, это искажение термина.
Судя по всему, это пошло с того времени, когда люди в Индии ходили в школу аштанга йоги, школу 8 ступенчатой йоги, где выполняли разные физические асаны (асаны с языка санскрит положение тела). Это то, что называется хатха-йогой.
И так, хатха-йога стала йогой. Теперь, когда все стали говорить йога, йога, йога все, что они имеют в виду, что им нужны асаны, хатха-йога, или одна из рук аштанга йоги, которая сама по себе не даёт соединения с чем-то высшим. Но если, это часть чего-то большего, выполняя все ступени, то можно прийти к соединению.
Поэтому, когда понятие йога было выдернуто из своего контекста оно стало модным словом, обозначающим выполнение разных форм телом. И сейчас йогой считаются просто физические упражнения в йога-студии.

Философия йоги в Бхагавад Гите

В Бхагавад Гите упомянуто 18 видов йоги. Потому что, в каждой главе описывается что-то, имеющее отношение к единению с Высшим. Но если говорить о выделении конкретных путей единения с Божественным, то можно выделить четыре основных.

Карма йога, гьяна йога, бхакти йога и прапатти. Прапатти сама по себе не йога, но к ней привязан процесс йоги, который сопровождает этот акт (прапатти) самопредания, самоотдачи, который называется шаданга йога.

Гьяна йога или философия санкья йоги

О гьяна йоге мы в большей степени говорим тогда, когда встречаемся с философией санкьи. Гьяна Йога учит, что у тебя есть душа (the Self) и ты делаешь шаги, чтобы с ней соединиться. Это конечная цель гьяна йоги, согласно философии санкьи. Это концепция её реальности (онтология). Метод гьяна йоги, который используется для соединения с Богом, с Высшей Реальностью — метод различения — вивека, «я не это, я не то, не это, не то, не это», я не являюсь ничем материальным, я не мой ум, я не мой разум, я не мое эго. И через этот процесс я нахожу Себя — душу.

Карма йога

Карма йога, это способ прибытия к той же точке, т.е. я хочу познать Себя, душу. Но, метод не внешний побег от деятельности, отречение, выполнение практик в одиночестве в пещере, а внутренний.
Вы остаетесь в мире, продолжаете выполнять свои обязанности, но ваше отречение происходит внутри, вы отрекаетесь от ожиданий выгоды, результатов, ожидания получения плодов своих действий, то есть совершаете внутренне отречение. Это карма йога.

Бхакти йога

Бхакти йога, это что-то кардинально другое. Она связана с Богом, с преданностью, с принадлежностью к Богу.

Реальность как ее понимает Бхагавад Гита

Возвращаясь к онтологии и к концепции реальности. Наша концепция реальности как вайшнавов содержит три составляющие — Высший Господь (Ишвара), все живые существа (чит), все неживые существа, материя (ачит). Или можно сказать Пуруша и Пракрити. Духовная и материальная реальности.
«В Бхагавад Гите в стихе 15.18 описана реальность в том виде как она» — Парамахамса Вишвананда

«Потому что я вне пределов (transcend) материального (perishable), ачит, материю, пракрити, (можете называть это по-разному) и также, я выше нематериального (imperishable) Я являюсь Высшим существом, Пурушоттомой (Purushottama) в текстах смрити и в Ведах».
Чит, ачит, пурушоттома или душа, материя, Бог или Пуруша, Пракрити, Шриман Нараяна.

Это концепция реальности с которой мы работаем, то как мы понимаем реальность в Бхагавад Гите.
Если есть высший Бог, а мы его искра, если наша душа, это часть Него самого и у них есть вечные отношения, тогда способ, которым Его можно достичь, достичь с Ним йоги — это бхакти. И это, высшая цель, которая описана в Бхагавад Гите и которую Кришна описывает Арджуне и которую подтверждает Парамахамса Вишвананда — Высший Господь, Шриман Нараяна — это Высшее и способ достижения Его — бхакти.

Поэтому, бхакти йога, это высшая йога.

Бхакти - это высшая цель. Любое другое действие второстепенно по отношению к бхакти. Вы можете достичь самореализации, можете достичь просветления, можете осознать душу и Брахмана (безличную форму Бога), но вам придется вернуться и стать бхактой. Единственная дорога к достижению Высшего, это бхакти.
По дороге саморазвития можно практиковать разные виды йоги, но высшая форма йоги все равно есть и остаётся бхакти. Только бхакти дает соединения с Богом.
И в главе 12.1-12.2 Арджуна уже увидев Вишвасварупу (космическую форму Бога, которую ему показал Кришна), получив объяснение природы души и достижения самореализации, узнав о природе Бога и способах Его достижения даже спрашивает Кришну:
«Между преданными, которые поклоняются Тебе, медитируют на Тебя способами, которые ты описал и теми, кто размышляет о неразрушимом, безличном аспекте себя — кто выше?
Кришна отвечает: По Моему мнению те, кто постоянно погружен в Меня с сильной верой и сосредоточенным умом (очень важный момент) поклоняются Моей личной форме — на высшем пути.

То есть бхакти, йога взаимоотношений с Богом здесь, сейчас, пока мы живем, это высший путь жизни.

И далее, в главе 14.26 Кришна говорит: «Служа Мне с непоколебимой преданностью человек проходит за гуны и приобретает качества необходимые, чтобы достичь настоящих отношений со Мной».
Тот, кто пройдет за гуны, за Пракрити придет ко Мне, говорит Кришна. Только преданностью, преданностью одной можно пройти за материю. Что на самом деле Он здесь говорит? Что через бхакти, преданность можно достичь самореализации транзитом. Самореализация на пути бхакти случается «по пути». Потому что вам действительно нужен сфокусированный ум, чтобы пройти за желания, ха привязанности.
Если вы, по-настоящему, включены в бхакти не беспокойтесь о самореализации, о гьяна йоге, санкьи потому что это с вами случится в любом случае, если вы искренни в своем бхакти.

Понятие Майи и ее понимание

Что такое Майя? Майя это стартовая черта с которой начинается жизнь человека.
Майя - это иллюзия жизни, привлечение материальным миром, привязанность к нему, рождённая из желания - удовольствия для чувств. Привязанность, рожденная из насыщения чувств. Привязанность, рожденная из мысли, что это все что есть — материальный мир и его правила, удовольствия и ограничения
Итак, Майя, это стартовая позиция для всех нас, мы все в Майе. А затем, у каждого появляется три варианта куда можно идти и чем заниматься, согласно Бхагавад Гите.
Первая опция продолжать создавать карму, ни к чему не стремиться, жить как живется, привлекаясь удовольствиями Майи. Нет никакого соединения (йоги), которую вы хотите достичь. Нет никакого йогического процесса. Вы продолжаете жить в карме оставаясь в круговороте жизни и смерти (в самсаре).
В Бхагавад Гите говорится: «Душа мигрирует из тела в тело. Оставляет одно тело и берет другое как человек, меняющий старую одежду на новую».
Это самсара, нет никакой йоги, связанной с процессом жизни. И что происходит, что вы можете сделать? Вы можете повысить или понизить свой уровень жизни в самсаре, но все равно внутри нее.
Улучшить свой уровень в самсаре можно если следовать Ведам, выполнять обязанности, которые у вас есть по жизни, жить с правильным отношением к жизни и с правильными поступками. Вы все равно останетесь в самсаре, но ваше положение в самсаре будет лучше, статусе, благополучнее. Вы можете ложиться в успешной семьи или какой-то известной личностью.

Или вы можете не делать ничего из того, что от вас ожидается и жить как листок на ветру, носимый желаниями, делая все что придет в голову. Такой образ жизни может привести к скатыванию по лестнице жизни потому что вы не придерживаетесь никакой морали и этики, описанной в разделе карма Канда Вед. Или можете опуститься еще ниже.
И это колесо самсары продолжает и продолжает и продолжает и продолжает вертеться. Вы рождаетесь, живете и умираете. И так, снова и снова и снова. Но в процессе этого происходит постепенное очищение, как реакция вашей кармы. Вы делаете что-то и получаете плоды этого. И постепенно, от рождения к рождению, происходит ваше возвышение потому что мир, Майя учит, преподает урок, чтобы показать вам, что есть что-то большее чем материальный мир, что у жизни есть большая цель.
И в том числе, это цель Вед. Если вы следуете предписаниям Вед, даже с корыстной мотивацией, чтобы что-то получить от Бога вы постепенно очищаете себя. Вы все еще продолжаете жить внутри гун, но уже есть движение от тамаса к раджасу и от раджаса к саттве.
А потом, вы можете встретить гуру или какую-то мудрость или по Милости Бога начинаете ощущать, что в жизни есть что-то больше чем материальный мир. И тогда приходит движение. Вы начинаете задаваться вопросами о жизни и бытие. Начинаете искать йоги, соединения с чем-то Высшем. И это тот момент, когда вы начинаете выходить из Майи. И когда у вас появляется какая-то другая цель, открывается другой путь.

Одним из таких путей может быть желание познать себя и вы встречаетесь с философией санкьи или адвайты или можете прочитать что-то, что даст вам понимание, что есть душа (Высшее Я) и есть материя и решаете, что ваша цель достичь этого единства, соединиться со своим Высшим Я.
Потом, в какой-то момент вы вдруг решаете, что хотите реализовать своё предназначение и начинаете искать. В результате приходя к двум следующим вариантам: карма йоге или гьяна йоге. Тем не менее, если у вас есть Садгуру или вы прочитали Бхагавад Гиту вы понимаете, что есть что-то выше чем это. И вместо того, чтобы гоняться за самореализацией вы начинаете искать реализации Бог.

————————

Когда вы плоды своей работы предлагаете Богу, делая карма йогу вы трансформируете работу в поклонение. Благодаря этому, тому что сосредоточенность вашего ума переместилась с ваших желаний, чувств, привязанностей, удовольствия — атмаанубхава (высшая цель?) - реализация себя придёт сама собой, но естественно и без усилий, как часть вашей преданности.

————————

И в какой момент наступает момент самопредания Богу, когда вы полностью отдаёте себя Богу, а не отдаёте себя майе, желаниям, мирским привязанностям. Это момент, когда вы становитесь годными для настоящих отношений с Богом. С этой платформы вы можете бхакти йога одну делать.

————————

ЧТО ТАКОЕ БХАКТИ

Стих Бхагавад Гиты 9.34

Сосредоточь свой ум на Мне, будь предан Мне — это дьян, такое состояние медитации, однонаправленное.