Лекторий
С чего начать

Краткая философия йоги, предыстория

Вступление

«Вы не материальное существо переживающее духовный опыт, вы духовное существо, переживающее материальный опыт» известная в духовности фраза
Мы изначально духовные, но духовность в себе необходимо раскрыть — базовая предпосылка. Но, что необходимо подчеркнуть — духовность, йога, слияние с чем-то высшим, слияние с высшей реальностью не связана только с духом, это слияние (йога) со всем нашим существом — нашей духовной частью и нашей материальной частью.

И это, на самом деле, инновация, которую дает Кришна в Бхагавад Гите, Парамахамса Вишвананда и бхакти путь — признание, что у человека есть две стороны — духовная и материальная, одновременно.

Основа Индуизма

Вы слышали о Ведах? Веды, это абсолютная основа индийской культуры — духовной и материальной культуры Индуизма. Веды описывают очень многие сферы жизни. Они не ограничиваюсь описанием только необходимостью узнать глубинную часть себя — душу, описывают не только духовность. Веды описывают как человеку жить жизнь на Земле, в теле.

В Ведах есть разные части, составляющие целое — аюрведа (медицина), джойтиш (астрология). Веды на самом деле описывают каждую часть и сферу человеческой жизни. И по этой причины Веды очень обширны и составляют целую библиотеку книг.
Источник Вед непроявленная, вечная часть Бога — акшара.

Написаны Веды были риши. Но риши передали Веды не потому что они их прочитали в пространстве эфира, а потому что они получили доступ к этой правде и сами стали этой правдой. А потом, передали их людям используя инструменты доступные для понимания человека — речь, чувства и наш способ восприятия мира, сами по себе являющиеся ограничивающими в своей способности описать духовную реальность.

Потом, в какой-то момент, благодаря разным святым, которые стали читать Веды и интерпретировать их, исходя из своего способа достижения Бога, зародились разные философские школы.
«Правда одна, но мудрый говорит о ней многими способами». Известный стих из Риг Веды

Духовная составляющая основное отличие индийской философии от западной

Западная философия полностью эмперическая. То есть, все заключения получают, основываясь на наблюдении. Сделал эксперимент, провёл за ним наблюдение, получил результат, сделал заключение.

Удивляющее отличие индийской философии от западной следующее. Индийская философия, большая ее часть говорит, и это очень важно, да, то, что мы видим и можем наблюдать очень важно, то, что мы можем наблюдать и анализировать, используя свой интеллект тоже очень важно, но есть порядок реальности, часть реальности к которой у нас нет доступа через прямое восприятие, наблюдение или интеллект — это духовная реальность и она описана в Ведах. Риши и мудрецы узрели её в своих медитациях, внутри себя и описали её словами.

И это основное различие западной философии от индуистской.

Основные философские школы Индии

Индуистский философ скажет — то, что я наблюдаю и что могу осознать своим интеллектом, а также то, что я читаю в Ведах — обе эти вещи, фундаментальны для любого философского исследования.

«Я верю в то, что вижу и воспринимаю в этом материальном мире. Я также верю логике. И ещё, я верю тому, что написано в Ведах, потому что это вечная истина.

Это то, чем являются философские школы Индуизма — взглядом с разных точек зрения на поиск правды, приносящей наивысшее благо человеку. Философы каждой из этих школ ища правду пришли к разным выводам.

Что привело к образованию шести даршанов («даршан» в переводе с языка санскрит взгляд или точка зрения) — шести основных философских школ Индуизма, то есть шести философским взглядам на мир.

Их появление, в том числе, связано с переходом устной традиции передачи знания в письменную. Когда Веды записываются, они также реорганизуются Веда Вьясом, который придаёт им структуру и складывает в определённый порядок. Так, единое знание Вед приобрело вид четырех книг, которые все вместе стали называться Ведами.

Основными двумя частями Вед, в каждой из книг становятся карма канда и гьяна канда. В некотором смысле, материальная составляющая и духовная.

Основа карма канды (материальнй части) — закон кармы, согласно которому действия имеют результат.

В карма канде описывают ритуалы полубогам (Бог ветра, огня и т.д.) у которых есть обязанности и контроль над нашей материальной природой. Делая подношения им, благодаря закону кармы, делая действие, человек получает результат, получает от полубогов то, что просит. Как например, дождь.

Те философы, которые стали изучать карма Канаду Вед, руководствуясь благими намерениями принести пользу людям пришли к выводу, что необходимо выполнять предписания из карма канды и попадёшь в рай. Так появилась философская школа мимамсы.

Мимамса

У любого члена общества есть предписанные обязанности, которые он должен делать. А есть вещи, которые опциональны.
Если кто-то хочет богатства, он делает специальную ягну, чтобы получить богатство.

Постулат мимамсы такой, Веды это правда. Философы, изучающие Веды попробовали опровергнуть эту правду и поняли, что Веды это правда. Поэтому, они решили, что вещи написанные в Ведах необходимо делать, особенно часть карма канды.

Наивысшая благодетель для человека исполнение своей дхармы, своих обязанностей, описанных в Ведах, в карма канде. Потому что если ты делаешь эти вещи ты будешь вознаграждён хорошими заслугами, пуньями и поднимешься на небеса (или высшие реальности) и избежишь низших миров, ада.

Те философы, которые изучали веды, изучая гьяна канду Вед пришли к выводу, что нет, есть более высшая реальность чем эта материальная. Высшая Реальность. Говоря, мир карма канды — карма, мир, богатство, обязанности, рай, ад, это мелководье. Есть высшая реальность Брахман. А всё, что есть в карма канде оно внутри Брахмана. Что *есть духовная основа всех вещей и сущностей, включая человека*. И поэтому, наивысшее благо для человека Мокша, освобождение от материальной обусловленности.

Последователи мимамсы не оспаривают, что есть карма, что душа меняет тело одно за другим, что можно пойти в рай или ад. Они не оспаривают. Они просто говорят, что жизнь только про это, продолжать стремиться в рай.

Последователи санкьи, взявшей начало из гьяна канды утверждают обратное — цель жизни выйти из всего этого цикла.

Из-за того, что философы изучая Веды пришли к разным философским выводам появились разные философские школы. Поэтому появились философия санкьи, веданты, мимамсы.

Упанишады сами по себе не дают возможность сделать вывод о том, как устроена вселенная. Они дают некоторое чувство. В Упанишадах есть правда, но есть и противоречие — взгляд на правду с разных точек зрения. **Это то, чем являются философские школы Индуизма — взглядом с разных точек зрения на поиск правды, приносящий наивысшее благо человеку. Философы каждой из этих школ ища правду пришли к разным выводам.**

Но, что делает Кришна в Бхагавад Гите? Он соединяет все эти философии, объединяя их в единую концепцию истины. И эта концепция очень интеллектуально удовлетворительная.

~*На курукшетре Кришна рассказывает Арджуне краткую сжатую понятную версию реальности для достижения человеком наивысшего блага,*~ используя те же термины, которые использовали философы, изучая Веды.

Санкхья

Санкья, это первое учение, которое даёт Кришна в Бхагавад Гите, Он рассказывает о душе. Потому что, что такое Санкья? Она очень похожа на западный эмпирический метод познанная мира.

Философы санкьи учат, что если я смотрю на все, я могу сделать вывод, что есть душа.

И Кришна в Бхагавад Гите подтверждает это. Он говорит, душа не может быть ранена, не может сгореть, намокнуть или высохнуть. Она вечна, присутствует во всём, неподвижна, вечно существующа. В Бхагавад Гите говорится, что это «Я» (душа) невидимо, непостижимо и не меняется. Когда поймёшь это, больше не будешь горевать.

Потому что последователи санкьи посмотрели на человека, посмотрели на жизнь и сказали, что они могут проанализировать каждую частичку этого, дать им названия, но когда в своих наблюдениях они достигают верхушки, первопричины вещей, вселенной они не могут поместить её ни в какую материальную категорию.

И Кришна делает тоже самое в Бхагавад Гите. Он рисует толстую линию между душой и материей. Потом они соединяются в живых существах. Но их таттвы (таттва в переводе с языка санскрит «природа» или «качества» чего-то, какого-то объекта или вещи) они отдельны друг от друга.

Пуруша, это сознание, и это то слово, которое санкья использует для названия души. А на другой чаше весов в санкьи — пракрити (природа). Пракрити, при этом, имеет два состояния — авьякта (непроявленное) и вьякта (проявленное). Что сделали философы санкьи? Они отследили материю до принципа и назвали его — пракрити.

У пракрити нет разума, она просто материальна. Но, что происходит в пракрити? Из неё начинают появляться — сознание, гуны, ахамкара, чувства и т.д.

В философии санкьи очень очень пассивный пуруша, который как свидетель и очень очень очень активничая пракрити, которая не имеет разума всё творение разворачивается. И в целом, конечная цель вселенной для санкьи — Пракрити.

Пракрити имеет три сопровождающие ее качества — саттва, раджас и тамас, которые находятся внутри пракрити. И когда Пуруша входит в контакт с Пракрити нарушается баланс гун. В Пракрити, авьякта, не проявленном гуны находятся в совершенном балансе, но входя в контакт, соединяясь с Пурушей они выходят из баланса, и каждая из гун доминируя над другой начинают разворачивать творение, происходит эволюция материи. Первое, что появляется это Махат, Буддхи — первый принцип деления, разнообразия, индивидуализации вещей.

Второе — ахамкар, эго, чувство самости.

Далее, в зависимости от доминирующей гуны появляются пять тонких элементов и пять твёрдых элементов — огонь, вода, воздух, земля, эфир. И ум, чувства и другие инструменты действия.

Это виденье санкьи.

Бхагавад Гита полностью поддерживает это описание. Потому что в БГ Кришна говорит базовые элементы, эго, разум, непроявленное, 10 чувств и 5 объектов чувств. Это абсолютно тоже самое, что и эти 24 Таттва/принципа, которые описывает санкья. Как будто бы Кришна соглашается с санкьей.