Бхагавад Гита
2025-09-03 18:00

16 Глава: Божественные и негативные качества в человеке

Господь Кришна говорит (Арджуне):
«Бесстрашие, чистота сердца, неуклонное стремление к знаниям, благотворительность, самообладание, поклонение, изучение Вед, аскетизм, искренность, воздержание от причинения вреда, правдивость, свобода от гнева, отрешенность, спокойствие, свобода от придирок, сострадание ко всем существам, свобода от жадности, доброта, скромность, неколебание (непоколебимость), энергия, терпение, стойкость, чистота, свобода от злобы и смирение

— эти качества, о Арджуна, принадлежат святым людям, наделенным божественной природой. (1-3)

Лицемерие, гордыня, гнев, грубость и невежество, о Арджуна, свойственны тому, кто обладает демонической природой. (4)

Те, кто обладают этими божественными качествами, достигают освобождения, тогда как эти демонические качества являются источником рабства. Не беспокойся, о Арджуна, ибо ты родился с божественными качествами. (5)

(288) Преданные бхакты «стоят» в Господе. Неважно, что происходит снаружи, их это не трогает; ни бедствия, ни печаль, ни опасность, ни то, что правильно или неправильно.

Ничто.

Они просто поглощены Божественным внутри себя. У них нет ни к кому никакого недовольства, особенно к тем, кто плохо с ними обращается. Бхакты также не считают себя выше других. Они скромны. Они не гонятся за славой, именем, престижем или за тем, оказывает ли им кто-то уважение или нет; их это не волнует.

Хвалит их кто-то или нет, их это не волнует. Они не гонятся за этим. Потому что люди, которые гоняться за этим, они в этом – они хотят, чтобы их хвалили, они хотят получать славу, славу «Я Я Я». Но Бхагаван говорит, что у бхакты нет всего этого и он не жаждет всего этого.

«Бхакта смирен! Смирение – величайшее сокровище для бхакт».

И благодаря этому смирению они никого не судят и не критикуют. Они принимают все, что исходит от Самого Господа. Итак, это одно из важнейших благородных достоинств бхакты: быть скромным. Если человек выбирает духовный путь, он должен быть скромным, чтобы принять то, что говорит Учитель. Только благодаря этому смирению он поднимется над двойственностью и достигнет божественной природы. (288)

(289) Каким бы путем вы ни пошли, который является хорошим, который ведет вас к осознанию Бога, предайтесь этому пути со всем смирением. У тех, кто предался со всем смирением, все остальные негативные качества исчезают из них, понемногу.

Чем глубже они погружаются в духовность, тем больше они предаются, их собственная воля исчезает все больше и больше. Только воля Учителя и воля Бога будут пронизывать их.

Итак, это пробуждение божественных качеств. Все характеристики, которые были упомянуты здесь ранее, все эти божественные качества пробуждаются в бхакте, который действительно предался.

Ум не останавливается на внешнем, но останавливается на продвижении все глубже и глубже. И это приводит человека к осознанию Бога. (289)

(290) Те, кто концентрируются на негативе, грубости, гордыне и высокомерии, и воспевают славу «я грешник, я грешник», никогда не будут свободны.

Видите ли, если вы возьмете веревку и будете бить себя миллион раз и говорить: «Я грешник, я грешник, я грешник», постоянно напоминая себе, что вы грешник, вы станете грешником. Но если вы скажете, что вы смиренны, и напомните себе о Любви Бога, вы будете свободны» (290)

В этом мире были созданы два типа существ — божественные и демонические. До сих пор, божественные качества были объяснены с лихвой. Теперь, о Арджуна, услышь от Меня о демонических. (6)